Триада архитектуры – основной рецепт современного города

Планирование сообщества представляет собой сложное взаимодействие между экологической, экономической и социальной устойчивостью. Учитывая глобальные цели ООН, перед Швецией стоит задача реализации плана действий «Повестка дня на период до 2030 года», в котором основное внимание уделяется тому, чтобы сделать города инклюзивными, безопасными, неуязвимыми. Так как же на самом деле создать более устойчивые города? 

По словам древнеримского архитектора и инженера Витрувия, архитектура — это междисциплинарная наука, а архитектор — это тот, кто должен обладать знаниями, выходящими далеко за рамки строительства зданий, такими как география, геология, геометрия, анатомия и даже музыка. Эти древние представления легли в основу взгляда на архитектуру в эпоху Ренессанса и базируются на трех принципах: красота, сила и польза.

В области общественного планирования люди сегодня говорят о трех составляющих- экологической, экономической и социальной стабильности, совершенно по-разному. Если в прошлом считалось важным иметь более равномерный баланс между тремя факторами, то в настоящее время экологический аспект играет главную роль.

Эрика Сандоу – преподаватель, доцент кафедры культурной географии в Университете Умео. В своих лекциях студентам, она говорит об экологических целях, а также о социальной устойчивости.

– Представление об устойчивости складывается в том смысле, что сегодня  эта концепция рассматривается как необходимость перехода к «зеленой» экономике. Все, что мы делаем, должно укладываться в рамки экосистемы, – говорит Эрика Сандоу

Эрика Сандоу, доцент кафедры культурной географии, Фото: Университет Умео

Она объясняет, что экологический фактор – это требование, экономика – инструмент, а социальный аспект – ключ к успеху. Эрика Сандоу особенно заинтересована в социальной устойчивости. В первую очередь она изучала модели поездок людей на работу и то, как эти поездки влияют на их отношения и повседневную жизнь

– Когда мы принимаем политические решения, мы должны смотреть на человека, которого они затрагивают. Для меня социальная устойчивость означает, что у всех нас есть нормальная повседневная жизнь, что каждый может жить хорошо и в хорошей среде обитания, где мы можем чувствовать себя вовлеченными,  в безопасности, независимо от того, где мы живем.

Частью этого убеждения является перспектива равенства, неотъемлемой части шведского социального планирования. Например, Швеция привлекла международное внимание к так называемой равноправной уборке снега в городе Карлског. А муниципалитет Умео любит приводить пример реконструкции автостоянки в конце 90-х годов, которая была преобразована после анализа гендерного равенства. В ходе реконструкции улучшили вывески, сделали более яркие входы, более безопасные проходы, перешли на прозрачные двери. Таким образом,  удалось повысить безопасность автолюбителей, доступность и наполняемость автостоянок.

То, что политическое, экономическое и социальное равенство способствует всем аспектам устойчивого развития, регулярно подтверждается и является одной из целей плана устойчивого развития «Повестка дня на период до 2030 года», который Швеция совместно с государствами-членами ООН приняла в 2015 году.

Еще одно явление, влияющее на социальную устойчивость – поездки на работу. В своей докторской диссертации «В дороге: социальные аспекты поездок на работу на большие расстояния» в 2011 году Сандоу показала, среди прочего, что поездки на работу на большие расстояния могут поставить в невыгодное положение равенство в традиционных семейных отношениях. Исследователь предположила, что независимо от пола, количество пар, которые развелись или расстались, было бы больше среди тех, кому на работу приходится ездить далеко, чем среди тех, чья работа рядом. В этой области Сандоу провела несколько исследований моделей поездок на работу и их социальных последствий.

– Мы знаем, что наибольшее количество поездок на работу приходится на три наших мегаполиса и вокруг них, где у вас больше всего времени в пути, и у многих людей это может привести к тому, что вы почувствуете, что ваша рабочая поездка вызывает стресс. Это влияет на вашу повседневную жизнь, на ваше здоровье – и это не есть социальная устойчивость.

Поездки в больших городах и их окрестности влияют на повседневную жизнь и здоровье человека. Кажется, людей в большей степени привлекают города среднего размера, где и работа и отдых ближе. Фото: Эрланд Сегерштедт.

Нас привлекает еще одна головоломка о повседневной устойчивости. Данные Статистического управления Норвегии показывают, что с 2017 года наблюдается тенденция к снижению темпов переезда в большие города. В пандемическом 2020 году уровень миграции был даже ниже, чем во время IT-краха в 2000 году. В городах средних размеров за пределами мегаполисов миграция немного увеличивается, а в небольших городах миграция снижается. Из Умео с 2014 года уехало не больше людей, чем въехало. Особенно этому способствуют семьи с детьми.

– Вы хотите, чтобы дети росли в комфортных условиях,  и чтобы повседневная жизнь была лучше. Когда вы живете в городе среднего размера или в маленьком городке, вам доступнее и  городская инфраструктура, и магазины, и активные и развлекательные мероприятия, Всюду вы можете легко добраться пешком или на велосипеде, – говорит Эрика Сандоу.

Как и все триады, ни один из ее компонентов не является независимым. Чем лучше мы понимаем, что делает нашу повседневную жизнь приятнее, комфортнее, экологию более здоровой, а экономику  более эффективной ( благодаря чему мы получаем больше денег)- тем привлекательнее, сильнее и полезнее становится наше общество.

…Может быть, Витрувий сейчас смотрит на нас и думает: «Что же я такое сказал?!”

Линнея К. Густафссон

CategoriesReportage